"Зажжен очаг мой - пусть зайдет прохожий!"
Трудно представить народ, у которого не было бы искусства Слова. В Слове, в устном творчестве, в письменных источниках запечатлена история народа. Историческая память, философия жизни, принципы морали и нравственные устои передавались из поколения в поколение при помощи Слова. Именно искусство Слова лучше всего воспитывает, возвышает и защищает национальную гордость, национальное самосознание, чувство собственного достоинства и честь народа.
…Когда размышляешь о путях развития башкирской поэзии за последние полвека, вдруг начинаешь понимать, что стихотворения и поэмы Назара Наджми на протяжении десятков лет были самыми важными вехами в этом процессе. Даже тогда, когда в поэзии преобладала пустая риторика, когда у некоторых поэтов все “мастерство” уходило на громкие лозунги, Назар Наджми вносил весомый вклад в очистку воздуха поэзии. Именно этому служило его стремление показать мир и человека во всей их противоречивости. Когда кто-то стеснялся своих страданий, пытался их спрятать или как-то завуалировать, Наджми был весь на виду.
И поэт, безусловно, прав в своем стремлении быть одинаково внимательным и к солнечным дням нашей жизни, и к ее дождливым временам, и вполне уместен его вопрос: “А почему стихи должны быть все время об одном и том же?”, и вполне оправдан его удивленный взгляд: “И не смеется он, и не плачет, вот где несчастье”, и полны самого глубоко основания его философские размышления: “Раз счастье есть, наверное, есть и несчастье — и ходят они по одной тропе».
Назар Наджми — один из наиболее выдающихся наших лириков, своими прекрасными стихами - и светлыми, и печальными, он вошел в золотую сокровищницу башкирской поэзии...
Равиль Бикбаев, народный поэт Башкортостана."Поэтическая летопись времени", 2006 г.
КАПКА АЧЫК, РӘХИМ ИТЕГЕЗ
Наҗар Нәҗми сафның артында да, уртасында да түгел. Ул – башкорт лириклары сафының, бер командиры. Ә командирның урыны марш вакытында кайда икәнен һәркем белә. Ул сафтан чак кына алдарак бара.
Әдәбиятка һәркем үзенчә килә. Гайса Хөсәенов әйтмешли, «бәгъзеләр», бер, ике, хәтта өч китап чыгарып та, үзләрен шагыйрь итеп таныта алмый җәфалана. Укучы яшь шагыйрьнең өлгерүен, аның үз тавышын табуын сабырлык белән көтә. Көтә-көтә зарыгып бетә. Яшь шагыйрь бара торгач, морадына бер чама ирешә я бөтенләй ирешә алмый кала. Наҗар Нәҗми укучының, сабырлыгы белән шаярмады. Аның беренче китабы «Тамчылар» безнең поэзиябезгә тамчылар булып тамып кына түгел, яңа чишмә булып бәреп керде. Шуны да әйтергә кирәк, шагыйрь үзенең тәүге китабын чыгарырга ашыкмады. «Нигә беренче китабыңны калынрак чыгармадың?» – дигәч, шагыйрь болай дип җавап бирде: «Күнекмәләр китап өчен эшләнми, иҗат өчен эшләнә».
Поэзиядә... тамак ялгап алырлык бары бер генә кыерчык икмәк салынган капчык асып, зур такыр юлдан атлаучылар да, көткән кешеләренә шатлык китерерлек зур йөк йөкләп тар сукмактан атлаучылар да бар. Хикмәт юлда гына түгел. Әмма шунысы ачык – Наҗар Нәҗми күтәреп килгән йөк мул, шатлыклы, кадерле.
Мостай Кәрим, Башкортстанның халык шагыйре