Публицистика как особая форма литературного творчества, позволяющая через средства массовой информации откликнуться на события общественно-политической жизни по их горячим следам, выразить свое отношение к явлениям, происходящим в различных областях нашего бытия.

Раннее проявление у Н. Наджми неподдельного интереса к публицистике. Довоенные статьи «Дружно идите на выборы» (1938) и «Быть готовыми дать отпор любому происку врага» (1941) – свидетельство об активной гражданской позиции начинающего поэта. Ученический, несколько прямолинейно назидательный, высокопарный характер этих выступлений.

Более полное раскрытие способностей Н. Наджми как публициста в послевоенные годы, особенно в период работы в редакциях республиканских газет и журналов. Жанровое обогащение публицистики поэта. Репортажи с мест событий, зарисовки, очерки о людях созидательного труда, об артистах, педагогах, работниках культурного фронта – своеобразная школа литературного и гражданского возмужания Н. Наджми, расширения и обогащения его жизненного опыта.

Изменения в характере и содержании публицистики Н. Наджми, ставшие заметными с середины пятидесятых годов. Преобладание в ней темы, непосредственно связанной с живым литературным процессом: слово о поэте или писателе по какому-нибудь случаю; размышления о проблемах, поднятых на съездах писателей разного уровня; мысли, сопровождавшие поэта во время путешествий в дальние и близкие страны; впечатления, полученные от встреч с деятелями литературы и искусства соседних республик, и т.д.

Значительный перевес поэзии над публицистикой в семидесятые и восьмидесятые годы. Наступление новой полосы в публицистике Н. Наджми в связи со сменой общественного строя в стране в конце XX века. Неоднозначное восприятие им так называемого нового мышления и гласности. Острая критика двойных стандартов в политике, проводимой центром по отношению к регионам. Поиски ответа на животрепещущие вопросы, поставленные на повестку дня социальными потрясениями тех лет. Неприятие чеченской войны и других локальных конфликтов, разразившихся на территории бывшего Союза. Стремление поэта разобраться в объективных и субъективных причинах этих конфликтов. Постоянное подкрепление им своих раздумий, взглядов на происходящие вокруг события сравнениями и сопоставлениями фактов живой современной действительности с конкретными историческими фактами. Прямота и открытость суждений.

Обогащение Назаром Наджми жанровых форм публицистики в пору зрелости. Широкое использование им открытых писем, адресованных «прорабам перестройки», ученым, генералам, политологам как местного, так и центрального уровня.

Глубокая внутренняя связь между публицистикой и поэзией Н. Наджми девяностых годов.